Размер:
Цвет:

Обзор правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля возможности выполнения соискателями лицензии и лицензиатами, представившими заявления о предоставлении и переоформлении лицензий, лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности за I полугодие 2020 года

Правоприменительная практика при осуществлении государственного контроля возможности выполнения соискателями лицензии и лицензиатами, представившими заявления о предоставлении и переоформлении лицензий, лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности за I полугодие 2020 года

Отдел лицензирования медицинской деятельности осуществляет государственный контроль в рамках переданных полномочий посредством внеплановых (выездных, документарных) проверок соискателей, (лицензиатов), без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры, инициированных в следствии поступления в Здравнадзор Югры заявлений о предоставлении (переоформлении) лицензии на осуществление медицинской деятельности.

По состоянию на 30.06.2020 общее количество лицензий на осуществление медицинской деятельности, действующих на территории автономного округа, – 1172, в том числе лицензий, предоставленных (переоформленных) Здравнадзором Югры – 1074. Лицензию на осуществление медицинской деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры имеют 1120 организаций, в том числе организации частной формы собственности – 769 (68,7 %), индивидуальные предприниматели – 110 (9,8 %).

За I полугодие 2020 года зарегистрировано 172 заявления соискателей лицензии (лицензиатов) по вопросам лицензирования медицинской деятельности, в том числе:

  • 27 заявлений о предоставлении лицензии;

  • 99 заявлений о переоформлении лицензии;

  • 1 заявление о предоставлении дубликата лицензии;

  • 45 заявлений о прекращении действия лицензии.

         Из принятых заявлений – 11 (3 заявления о предоставлении лицензии, 3 заявления о переоформлении лицензии, 5 заявлений о прекращении действия лицензии) поступило в форме электронного документа через портал государственных и муниципальных услуг (функций).

        С 01.01.2020 организован прием заявлений на предоставление государственной услуги при осуществлении медицинской деятельности через многофункциональные центры. Однако данный способ подачи заявления в автономном округе в течении I полугодия 2020 года не был использован.

       Кроме того, 112 заявлений соискателей лицензий (38) / лицензиатов (74) не принято к рассмотрению по существу (основания: недолжным образом оформленные заявления, отсутствие сведений об уплате государственной пошлины и (или) документов, подтверждающих соответствие лицензионным требованиям), из них 19 (10 и 9 соответственно) заявлений возвращены в связи с не устранением замечаний в установленные законом сроки, остальные приняты к рассмотрению после устранения выявленных нарушений.

  •  

    1.1.2. Предоставление, переоформление лицензий

    Предоставление лицензий

    За анализируемый период зарегистрировано 27 заявлений о предоставлении лицензий, рассмотрено 32 заявления (с учетом заявлений, зарегистрированных в 2019 году), предоставлено 32 лицензии на осуществление медицинской деятельности.

    Средний срок рассмотрения заявлений о предоставлении лицензии – 26,9 рабочих дней.

    В структуре соискателей лицензии:

  • частные организации – 19;

  • индивидуальные предприниматели – 9;

  • муниципальные учреждения – 4.

    В структуре предоставленных лицензий медицинские работы (услуги) составляют:

  • комплекс стоматологических услуг – 11 (34,4 %);

  • частные медицинские организации с комплексом работ (услуг) – 6 (18,6 %);

  • работы (услуги) по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) – 5 (15,6 %);

  • работы (услуги) по сестринскому делу (спортивные школы) – 4 (12,5);

  • работы (услуги) по косметологии – 3 (9,3 %);

  • работы (услуги) по рентгенологии (МРТ) – 2 (6,3 %);

  • работы (услуги) по акушерству и гинекологии, сестринскому делу – 1 (3,1 %).

     

  • Переоформление лицензий

    За анализируемый период зарегистрировано 99 заявлений о переоформлении лицензии, рассмотрено 94 заявления (с учетом заявлений, зарегистрированных в 2019 году). Переоформлено 88 лицензий, в том числе:

  • 22 лицензиата (25,0 % от общего количества переоформивших лицензии) переоформили лицензию в связи с реорганизацией в форме преобразования, изменением наименования, места нахождения юридического лица, окончания срока действия лицензии в соответствии с требованиями Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

                    средний срок рассмотрения заявлений – 6,3 рабочих дня.

  • 66 лицензиатов (75,0 % от общего количества переоформивших лицензии) переоформили лицензию в связи с намерением осуществлять деятельность по адресам новых обособленных объектов – 28 (31,8 %) и (или) в связи с изменением перечня выполняемых работ, оказываемых услуг 38 (43,2 %) или по совокупности причин переоформления лицензии;

                    средний срок рассмотрения заявлений – 20,5 рабочих дней.

  •  

    1.1.3. Отказы в предоставлении, переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности

  •  

    Отказы в предоставлении лицензии

    За I полугодие 2020 года отказы в предоставлении лицензии на

осуществление медицинской деятельности не оформлялись.


Отказы в переоформлении лицензии

За I полугодие 2020 года оформлено 6 отказов в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности (6,4 % от числа рассмотренных заявлений о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности).


Основания отказа в переоформлении лицензии:

  • установленные в ходе проверки несоответствия:

1) п. 2 ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» – установленное в ходе проверки несоответствие лицензиата лицензионным требованиям – несоблюдение пп.пп. «а», «б», «в», «д», «и» п. 4, пп. «г» п. 7 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»;

2) предоставление недостоверной информации – ч. 19 ст. 18, п. 1 ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».


1.1.6. Прекращение действия лицензии на осуществление

медицинской деятельности

За анализируемый период принято 85 решений о прекращении действия 93 лицензии, в том числе 45 (52 лицензии) – по заявлению лицензиата, 40 (41 лицензия) – на основании сведений из Единого государственного реестра юридических лиц по причине ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации.

Средний срок рассмотрения заявлений о прекращении действия лицензии – 2,6 рабочих дня.


1.1.7. Предоставление дубликата лицензии на осуществление

медицинской деятельности

За анализируемый период предоставлено 1 дубликат лицензии.

Срок рассмотрения заявления о предоставлении дубликата лицензии – 2,0 рабочих дня.


2. Лицензионный контроль

2.1. Контроль за соблюдением лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности

За I полугодие 2020 года проведено 125 контрольных мероприятий в рамках лицензионного контроля при предоставлении (переоформлении) лицензии (в т.ч. 39 [1] – с выездом на место), из них:

  1. 22 – документарные проверки соответствия сведений, представленных в заявлениях лицензиатов, сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей ЕГРЮЛ и ЕГРИП и Едином реестра лицензий на осуществление медицинской деятельности;

  2. 103 – проверки возможности выполнения лицензионных требований, в том числе 39 (37,9 %) с выездом на место:

  • при предоставлении лицензии – 31 проверка (18 (58,1 %), из них с выездом на место);

  • при переоформлении лицензии – 72 проверки (29,2 %), из них с выездом на место), в том числе в связи с намерением осуществлять деятельность по адресу, не указанному в лицензии – 29 (из них 10 (13,9 %) с выездом на место) или в связи с изменением перечня выполняемых работ, оказываемых услуг – 43 (из них 11 (15,3 %) с выездом на место).

    В процессе проверки проводятся следующие мероприятия по контролю:

  1. Проверка сведений, содержащихся в представленных заявлении и документах, в целях оценки соответствия таких сведений положениям соответственно статей 13 и 18 Федерального закона № 99-ФЗ, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах.   

2. Оценка возможности выполнения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности в соответствии требованиями п. 4 (соискателя лицензии), п. 4, п. 5 (лицензиата) постановления Правительства № 291 по представленным документам (при проведении документарной проверки) и по соответствию помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии (лицензиатом) при осуществлении медицинской деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям (при проведении выездной проверки).

Лицензионные требования при осуществлении (намерении осуществлять) медицинской деятельности определены постановлением Правительства от 16 апреля 2012 года № 291:

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений, необходимых для осуществления медицинской деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям;

- наличие принадлежащих соискателю лицензии (лицензиату) на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг), и зарегистрированных в установленном порядке;

- наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;

у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием);

у индивидуального предпринимателя высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности;

- наличие у вышеуказанных лиц соответствующего стажа работы по специальности в соответствии с требованиями постановления Правительства № 291;

- наличие заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);

- наличие заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;

- соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии (лицензиата) юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций;

- соответствие соискателя лицензии (лицензиата) – юридического лица, намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по обращению донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, – требованиям, установленным статьями 15 и 16 Федерального закона от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»;

- соответствие соискателя лицензии (лицензиата) – юридического лица, намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, – требованиям, установленным статьей 4 Закона Российской Федерации от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;

и) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

По результатам вышеуказанных проверок (статистика приведена выше) Здравнадзором Югры принимается решение:

о предоставлении (переоформлении) лицензии – в случае соответствия заявителя лицензионным требованиям при выполнении заявленных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность;

об отказе в предоставлении (переоформлении) лицензии – в случае несоответствия заявителя лицензионным требованиям при выполнении заявленных работ (услуг), представлением недостоверной или искаженной информации.

Информация о ходе рассмотрения заявлений о предоставлении государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности еженедельно размещается на официальном сайте Здравнадзора Югры в сети интернет www.zdravnadzor.admhmao.ru.

Ежемесячно на портале открытых данных Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обновляются сведения из реестра лицензий на осуществление медицинской деятельности.

По результатам деятельности определены направления по оптимизации и повышению эффективности предоставления государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности на 2020 год:

• обеспечение стабильной организации предоставления государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг, а также приема заявлений о предоставлении государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности в МФЦ;

• поддержание соблюдения установленного порядка и сроков предоставления государственной услуги по лицензированию;

• работа по консультированию соискателей лицензий и лицензиатов по процедуре предоставления государственной услуги в части лицензирования медицинской деятельности, в том числе направленная на перевод предоставления государственной услуги в электронном виде;

• своевременное размещение на официальном сайте Здравнадзор Югры информации о внесенных изменениях в нормативные правовые акты, в части лицензирования медицинской деятельности;

       • проведение мероприятий по расширению привлечения аттестованных экспертов к проведению лицензионного контроля, в части проведения проверок возможности выполнения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности;

        • проведение семинаров (в том числе с использованием видеоконференцсвязи) по вопросам переданных Российской Федерацией полномочий в сфере здравоохранения;

       •     проведение семинаров с привлечением заинтересованных лиц по вопросам лицензирования, а также по вопросам предупреждения нарушений лицензионных требований лицензиатами, осуществляющими медицинскую деятельность на территории автономного округа.



[1] проверки проведены в режиме фото- и видеофиксации (постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», № 440 «О продлении действия разрешений и особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году»)



Опубликовано: 09.07.2020 09:55        Обновлено: 14.12.2020 17:34