Размер:
Цвет:

Обзор правоприменительной практики Службы по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по итогам проведения мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) возможности выполнения соискателями лицензии и лицензиатами, представившими заявления о переоформлении лицензий, лицензионных требований  при осуществлении фармацевтической деятельности и  деятельности по обороту наркотических средств психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений за 11 месяцев 2020 года

Доклад о результатах правоприменительной практики Службы по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при осуществлении государственного контроля (надзора) возможности выполнения соискателями лицензии и лицензиатами, представившими заявления о переоформлении лицензий, лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений за 11 месяцев 2020 года

Служба по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Здравнадзор Югры) является исполнительным органом государственной власти осуществляющим функции регионального государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономного округа).

В соответствии с установленными полномочиями (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.08.2012 № 283-п «О Службе по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры») Здравнадзор Югры осуществляет в том числе переданные полномочия Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

1.Лицензирование отдельных видов деятельности, которое включает предоставление лицензии, переоформление лицензии, предоставление дубликата или копии лицензии, предоставление сведений о наличии лицензий (выписки из реестра лицензий), предоставление информации по вопросам лицензирования, возобновление действия лицензии, прекращение действия лицензии.

2. Осуществляет государственную функцию по контролю за возможностью соблюдения соискателями лицензий и лицензиатами лицензионных требований:

- государственный контроль (надзор) возможности выполнения соискателями лицензии и лицензиатами, представившими заявления о переоформлении лицензий, лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти), за полнотой и достоверностью сведений, содержащихся в представленных соискателями лицензий и лицензиатами, представившими заявления о переоформлении лицензий, документах.

- государственный контроль (надзор) возможности выполнения соискателями лицензии и лицензиатами, представившими заявления о переоформлении лицензий, лицензионных требований при осуществлении деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II, III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти), за полнотой и достоверностью сведений, содержащихся в представленных соискателями лицензий и лицензиатами, представившими заявления о переоформлении лицензий, документах.

Основными задачами Здравнадзора Югры являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных законодательством Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии и лицензиата этим требованиям является необходимым условием для предоставления и переоформления лицензии. повышение эффективности и результативности государственного контроля за возможностью соблюдения соискателями лицензий и лицензиатами лицензионных требований.

В целях повышения эффективности и результативности государственного контроля за возможностью соблюдения соискателями лицензий и лицензиатами лицензионных требований, обеспечено строгое соблюдение законодательства при формировании лицензионного дела (не допускается прием документов, способных создать избыточные административные барьеры), а также сроков выполнения административных процедур по лицензированию; отсутствие обоснованных жалоб на нарушение установленного порядка проведения проверок должностными лицами Здравнадзора Югры; отсутствие отмены результатов проверок и признания их недействительными.

Организована возможность подачи в Здравнадзор Югры заявлений и документов через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и портал государственных и муниципальных услуг (функций) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Раздел 1. Лицензирование

  1.    Лицензирование фармацевтической деятельности

         На территории автономного округа фармацевтическую деятельность, на основании лицензий на осуществление фармацевтической деятельности, осуществляют 246 лицензиатов на 1018 объектах.

За 11 месяцев 20120 года в Здравнадзор Югры поступило 91 заявление по поводу лицензирования фармацевтической деятельности.

Зарегистрировано 87 заявлений (в том числе 4 из них поступили в IV квартале 2019 года, 5 заявлений на переоформление лицензий и 2 заявления на прекращение деятельности поступили в форме электронного документа через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) – далее ЕПГУ), в том числе:

             - 17 заявлений о предоставлении лицензии;

             - 59 заявлений о переоформлении лицензии;

             - 10 заявлений о прекращении фармацевтической деятельности;

             - 1 заявление о предоставлении дубликата лицензии.

   Кроме того, 29 заявлений соискателей лицензий (лицензиатов) (в т. ч. 1 заявление, поступившее в IV квартале 2019 года и 5 заявлений на переоформление лицензий, поступившие в форме электронного документа через ЕПГУ), не приняты к рассмотрению по существу в связи с недолжным образом оформленным заявлением, отсутствием платежного поручения и (или) документов, подтверждающих соответствие лицензионным требованиям. Из них, 7 заявлений (в том числе 2 заявления, поступившие в IV квартале 2019 года, 2 заявления на переоформление лицензий, поступившее в форме электронного документа через ЕПГУ) возвращены соискателям лицензий (лицензиатам) по причине не устранения замечаний в установленные законом сроки, допущения новых нарушений в оформлении, 22 заявления (в том числе 4 заявления, поступившие в форме электронного документа через ЕПГУ) приняты к рассмотрению после устранения выявленных нарушений.

1.1 Предоставление лицензии. Из 17 зарегистрированных заявлений о предоставлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, рассмотрено - 17 заявлений (с учетом 2 заявлений, поступивших в IV квартале 2019 года), предоставлено 15 лицензий на фармацевтическую деятельность.

В структуре предоставленных лицензий за анализируемый период 2020 года, вновь открытые обособленные объекты: 4 аптеки готовых лекарственных форм, 19 аптечных пунктов.

Средний фактический срок предоставления государственной услуги (предоставление лицензии) – 27,0 рабочих дней.

1.2 Переоформление лицензий.

Рассмотрено 60 заявлений (с учетом 7 заявлений, зарегистрированных в IV квартале 2019 года и 2 заявлений, поступивших в IV квартале 2019 года).

Переоформлено 58 лицензий, в том числе:

          - 24 лицензиата (41,4 % от общего количества переоформивших лицензии) переоформили лицензии в связи с изменением наименования; изменением места нахождения юридического лица; изменением почтового адреса объекта осуществления деятельности; в связи с реорганизацией юридического лица в форме преобразования; в связи с прекращением деятельности по одному или нескольким адресам мест осуществления деятельности, указанным в лицензии; в связи с прекращением выполнения видов работ и услуг, ранее указанных в лицензии);

         - 33 лицензиата (56,9 % от общего количества переоформивших лицензии) переоформили лицензии в связи с намерением осуществлять деятельность по адресам новых обособленных объектов, ранее не указанных в лицензии);

        - 1 лицензиат (1,7 % от общего количества переоформивших лицензии) переоформил лицензию в связи с добавлением новых видов выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, ранее не указанных в лицензии.

По 20 заявлениям лицензиатов о переоформлении лицензии, в связи с прекращением деятельности на обособленных объектах, за 11 месяцев 2020 года прекращена фармацевтическая деятельность на 53 обособленных объектах (17 аптек готовых лекарственных форм, 36 аптечных пунктов).

По 33 заявлениям лицензиатов о переоформлении лицензии, в связи с намерением осуществлять деятельность по адресам новых обособленных объектов, за 11 месяцев 2020 года открыто 64 обособленных объектов (1 аптека производственная с правом изготовления асептических лекарственных форм, 34 аптеки готовых лекарственных форм, 29 аптечных пунктов).

Общий средний фактический срок предоставления государственной услуги при переоформлении лицензии – 12,6 рабочих дней.

    1. Предоставление дубликата лицензий

На предоставление дубликатов лицензий на осуществление фармацевтической деятельности поступило и зарегистрировано 1 заявление. Выдан 1 дубликат лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

Средний фактический срок предоставления государственной услуги – 2 рабочих дня.

1.4    Прекращение   действия    лицензии       на    осуществление фармацевтической деятельности

         За анализируемый период 2020 года принято 24 решения о прекращении действия лицензии на фармацевтическую деятельность из них: 10 - по заявлению лицензиатов (5 аптек готовых лекарственных форм, 23 аптечных пункта); 14 – на основании сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о прекращении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (4 аптеки готовых лекарственных форм, 14 аптечных пунктов).

         Средний фактический срок предоставления государственной услуги (прекращение действия лицензии) – 4,3 рабочих дня.

          2.    Лицензирование   деятельности   по обороту наркотических

средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию

наркосодержащих растений

         На территории автономного округа деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, на основании лицензий, осуществляют 83 лицензиата из числа юридических лиц. В том числе частные организаций (25 юридических лиц): 13 – акционерные общества, 9 - общества с ограниченной ответственностью, 2 - частные учреждения,                 1 – некоммерческая ассоциация.

         За 11 месяцев 2020 года в Службу поступило 6 заявлений по поводу лицензирования деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в том числе 1 заявление на переоформление лицензии поступило в форме электронного документа через ЕПГУ).

         Зарегистрировано всего 7 заявлений (с учетом 2 заявлений, поступивших в IV квартале 2019 года) по вопросам лицензирования деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, в том числе:

          - 6 заявлений о переоформлении лицензии;

          - 1 заявление о прекращении деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

Кроме того, 1 заявление лицензиата не принято к рассмотрению по существу в связи с недолжным образом оформленным заявлением, отсутствием платежного поручения и документов, подтверждающих соответствие лицензионным требованиям, 1 заявление возвращено лицензиату по причине не устранения замечаний в установленные законом сроки, допущения новых нарушений в оформлении заявления.

2.1 Предоставление лицензий

За анализируемый период 2020 года государственной услуги по предоставлению лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений не оказывалось.

2.2 Переоформление лицензий

Из 6 зарегистрированных заявлений о переоформлении лицензии (с учетом 2 заявлений, поступивших в IV квартале 2019 года и 1 заявления, поступившего в форме электронного документа через ЕПГУ) рассмотрено 5 заявлений о переоформлении лицензии (в том числе 2 заявления, поступившие в IV квартале 2019 года и 1 заявление, поступившее в форме электронного документа через ЕПГУ), переоформлено 5 лицензий в том числе:

          - 2 лицензиата (40,0 % от общего количества переоформивших лицензии) переоформили лицензии в связи с изменением места нахождения юридического лица, изменением почтового адреса объекта осуществления деятельности, в связи с прекращением деятельности по одному или нескольким адресам мест осуществления деятельности, указанным в лицензии;

           - 3 лицензиата (60,0 % от общего количества переоформивших лицензии) переоформили лицензию в связи с добавлением новых объектов деятельности, ранее не указанных в лицензии.

          Средний фактический срок предоставления государственной услуги (переоформление лицензии) – 12, 0 рабочих дней.

2.3    Прекращение действия лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений

          За 11 месяцев 2020 года принято 1 решение о прекращении действия лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений по заявлению лицензиата.

3. Лицензионный контроль

          Одной из основных форм контрольно-надзорной деятельности являются проверки, под которыми понимается комплекс действий уполномоченных на то лиц, направленных на установление исполнения хозяйствующими субъектами норм законодательства, выявление правонарушений, их пресечение и применение санкций.

Лицензирование фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, в том числе лицензионный контроль, является одним из главных средств регулирующего воздействия в сфере здравоохранения, особенно частных организаций, а также важнейшим элементом системы обеспечения безопасности и сохранения жизни и здоровья граждан.

К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008                  № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных ч. 2-10 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Контрольная деятельность реализуется посредством организации и проведения проверок (внеплановые выездные и документарные) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В отношении соискателей лицензии, представивших заявление о предоставлении лицензии, или лицензиатов, представивших заявление о переоформлении лицензии, Здравнадзором Югры проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

3.1 Лицензионный контроль за соблюдением лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности.

За 11 месяцев 2020 года проведено 121 контрольное мероприятие в рамках лицензионного контроля при предоставлении (переоформлении) лицензии (в т. ч. 29 – с выездом на место), из них:

1) 24 документарных проверок полноты и достоверности сведений, предоставленных лицензиатами при переоформлении лицензий, соответствия сведений, представленных в заявлениях лицензиатов, сведениям из ЕГРЮЛ и Единого реестра лицензий на осуществление фармацевтической деятельности;

2) 97 проверок возможности выполнения лицензионных требований при лицензировании фармацевтической деятельности, в том числе фактически 29 (29,9 %) с выездом на место.

С привлечением аттестованных экспертов проведены 3 выездные проверки возможности    выполнения    лицензионных    требований     при    осуществлении фармацевтической деятельности.

3.2 Лицензионный контроль за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений

За анализируемый период 2020 года проведено 5 контрольных мероприятий в рамках лицензионного контроля при переоформлении лицензии, из них:

1) 2 документарные проверки полноты и достоверности сведений, предоставленных лицензиатом при переоформлении лицензий, соответствия сведений, представленных в заявлениях лицензиатов, сведениям из ЕГРЮЛ и Единого реестра лицензий на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений;

2) 3 проверки возможности выполнения лицензионных требований при лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, в том числе фактически 2 (66,7 %) с выездом на место.

4. Выводы

        За 11 месяцев 2020 года аптечная сеть автономного округа увеличилась на 1 аптеку производственную с правом изготовления асептических лекарственных форм, 12 аптек готовых лекарственных форм и уменьшилась на 25 аптечных пунктов.

        Количество объектов деятельности уменьшилось в связи продолжающимся развитием крупных сетевых аптечных организаций, осуществляющих фармацевтическую деятельность, в том числе на территории других субъектов Российской Федерации.

       Средний фактический срок предоставления государственной услуги остается стабильно невысоким.

       Проверки Здравнадзора Югры, проведенные с нарушениями законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, результаты которых признаны недействительными, отсутствуют.

Раздел 2. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований

  1. Типичные нарушения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований

За 11 месяцев 2020 года оформлено 2 приказа об отказе в предоставлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

Основания отказа в предоставлении лицензии: несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям (пп. 1, 2 п. 7 ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»):

- наличие в представленных лицензиатом документах недостоверной или искаженной информации (пп. 1 п. 7 ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

- не выполнено требование пп. «а» п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» (в том числе не выполнены требования п. 20, п.24 «Правил надлежащей аптечной практики», утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 № 647н).

За 11 месяцев 2020 года оформлены 2 приказа об отказе в переоформлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

Основания отказа в переоформлении лицензии: несоответствие лицензиата лицензионным требованиям (п. 19 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»):

- наличие в представленных лицензиатом документах недостоверной или искаженной информации (пп. 1 п. 7 ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

- не выполнено требование пп. «а» п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности».

  1. Меры, принимаемые Здравнадзором Югры (организация профилактической работы по недопущению нарушений                    обязательных требований

С целью предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Здравнадзором Югры на официальном сайте еженедельно размещаются обновленные сведения о ходе рассмотрения поступивших в Службу заявлений от соискателей и лицензиатов, проведения контрольно-надзорных мероприятий, результатах и принятых решений.

При осуществлении государственного контроля (надзора) не зафиксировано обоснованных жалоб на нарушение установленного порядка проведения проверок должностными лицами Здравнадзора Югры.

Результаты проверок, в том числе судебными инстанциями, недействительными не признавались и не отменялись.

Одной из главных задач является повышение эффективности и результативности государственного контроля в реализации единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан на территории автономного округа, оптимизация контрольно-надзорной деятельности, обеспечение дифференцированного подхода при организации проверок подконтрольных субъектов, в том числе субъектов малого предпринимательства.

За счет межведомственного взаимодействия между органами исполнительной власти автономного округа в ходе лицензирования, также возможности подать документы в Службу в электронной форме через Единый портал государственных услуг, процедура лицензирования значительно упростилась как для соискателей, так и для лицензиатов. Сроки проведения проверок остаются стабильно невысокими, к проверкам привлекаются аккредитованные эксперты.

Предоставление государственных услуг (функций) осуществляется в соответствии с утвержденными административными регламентами.

В целях повышения уровня информированности лицензиатов и соискателей лицензий, на едином официальном сайте государственных органов, на официальном сайте Здравнадзора Югры размещена информация о лицензировании фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (порядке получения (переоформления) лицензий, лицензионных требованиях), актуализация информации проводится в установленном порядке.

          Реестр лицензий на осуществление фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений размещен на портале открытых данных автономного округа, на официальном сайте Здравнадзора Югры имеется ссылка «открытые данные» с переходом на вышеуказанный портал. Обновление реестра проводится ежемесячно в установленном порядке.

          На сегодняшний день лицензирование доступно, прозрачно и эффективно, что является гарантией качества и безопасности лекарственных средств.

  1. Информация       о      новых       нормативных        правовых     

актах, устанавливающих обязательные требования при лицензировании фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

          3.1 Постановление Правительства от 15.05.2020 № 687 «О внесении изменений в пункт 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности». Расширен перечень лицензионных требований для осуществления фармацевтической деятельности, которым должен соответствовать лицензиат. Положение о лицензировании фармацевтической деятельности дополнено нормой, в соответствии с которой лицензиат обязан соблюдать требования части 7 статьи 67 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» об обеспечении внесения информации о лекарственных препаратах для медицинского применения в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения. Постановление вступило в силу с 1 июля 2020 года.

          3.2 Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1954 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года № 1556». Субъекты обращения лекарственных средств должны были пройти регистрацию в системе мониторинга с 1.01.2020 до 29.02.2020 (включительно). После 29.02.2020 регистрация должна осуществляться в течение 7 календарных дней со дня возникновения у указанных субъектов необходимости осуществления деятельности, связанной с обращением лекарственных препаратов при наличии права осуществлять такую деятельность.

          3.3 С 01.01.2021 вступает в силу Федеральный закон от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности (с изменениями на 24 апреля 2020 года)». В связи с введением «реестровой модели» при лицензировании отдельных видов деятельности и отказом от лицензий на бумажном носителе в пользу внесения записи о предоставлении лицензии в единый реестр лицензий, подготовлены поправки в административные регламенты, в соответствии с которыми органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют государственные услуги по лицензированию фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.     

          3.4 С 01.01.2021 вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2020 № 1961 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности». Изменения связаны с переходом на реестровую модель лицензирования и отказом от бумажных лицензий, прекращением выдачи дубликатов и копии лицензий, предоставлением выписки из реестров лицензий в электронном виде.

          3.5 Постановление Правительства Российской Федерации от 19.10.2020 № 1708 «О внесении изменений в Правила хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». С 29.10.2020 предусмотрено 5 категорий помещений для хранения наркотических средств и психотропных веществ. К 5-й категории относятся помещения, предназначенные для хранения месячного запаса наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, обособленных подразделений медицинских организаций, производящих отпуск указанных лекарственных препаратов физическим лицам в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Определены требования к оборудованию помещений 5-й категории и к условиям хранения в них наркотических средств и психотропных веществ. Соблюдение порядка хранения наркотических средств и психотропных веществ относится к лицензионным требованиям, которым должны соответствовать соискатели лицензии или лицензиаты.

 

Опубликовано: 11.12.2020 10:37        Обновлено: 14.12.2020 17:54