Размер:
Цвет:

Обзор правоприменительной практики Службы по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по итогам регионального государственного контроля (надзора) за реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при обеспечении лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 11 месяцев 2019 года.

Обзор правоприменительной практики Службы по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по итогам регионального государственного контроля (надзора) за реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при обеспечении лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 11 месяцев 2019 года.

Служба по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Служба, Здравнадзор Югры) является исполнительным органом государственной власти осуществляющим функции регионального государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии с установленными полномочиями (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.08.2012 № 283-п «О Службе по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры») Здравнадзор Югры осуществляет региональный государственный контроль (надзор) за реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, посредством проведения плановых и внеплановых проверок медицинских организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь и аптечных организаций, участвующих в системе лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Выполнение указанной государственной функции регламентировано следующими нормативными правовыми актами:

Конституцией Российской Федерации;

Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ);

Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010     № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.07.2004 № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.11.2006 № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.06.2009 № 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей, патронатных воспитателей и воспитателей детских домов семейного типа в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.06.2012 № 86-оз «О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.02.2010 № 85-п «Об обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, за счет средств бюджета автономного округа»;

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.10.2017 № 405-п «О порядке ведения перечня видов регионального государственного контроля (надзора) и исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уполномоченных на их осуществление, и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.08.2012 № 283-п «О Службе по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.07.2013 № 250-п «О Порядке организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

Приказом Службы по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.11.2013 № 4-нп «Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – Административный регламент);

иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере здравоохранения.

Раздел 1. Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора) Здравнадзором Югры.

1.                 Проведение плановых проверок (порядок составления ежегодного плана проверок, оформление, согласование и опубликование)

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном статьями 11 и 12 Федерального закона № 294-ФЗ.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемого Службой ежегодного плана проведения плановых проверок, утвержденного приказом Службы.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

- государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

- окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, Служба направляет проект ежегодного плана проведения плановых проверок в прокуратуру Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – прокуратура).

Служба рассматривает предложения прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляет в ее адрес в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденный Службой ежегодный план проведения плановых проверок.

Ежегодный план проведения плановых проверок, утвержденный Службой, доводится до сведения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей путем его размещения на едином официальном сайте государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сети Интернет www.admhmao.ru в день его утверждения.

Плановые проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя проводятся не чаще чем один раз в три года.

2.     Проведение внеплановых проверок, содержание приказа

Внеплановые проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном статьями 11 и 12 Федерального закона № 294-ФЗ.

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания Службы об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

2) мотивированное представление должностного лица Службы по результатам анализа результатов рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Службу обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;

причинение вреда жизни, здоровью граждан;

3) приказ Службы, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановые выездные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся с учетом положений статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ после согласования в установленном порядке с прокуратурой.

Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

Изменение срока проведения проверок осуществляется в соответствии со статьей 13 Федерального закона № 294-ФЗ.

Проверки проводятся на основании приказа Службы с соблюдением порядка организации проверок и ограничений при проведении проверок, установленных статьями 14 и 15 Федерального закона № 294-ФЗ.

Ответственность Службы и ее должностных лиц при проведении проверок предусмотрена статьей 19 Федерального закона № 294-ФЗ.

3.                   Оформление результатов проверки и принятие мер по ее результатам.

По результатам проведения проверки должностным лицом (лицами) Службы составляется акт проверки с учетом требований, предъявляемых к его форме и содержанию в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 294-ФЗ, Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Административным регламентом.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований, должностные лица Службы в пределах полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 17 Федерального закона № 294-ФЗ.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в Службу в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Службу.

Акт проверки, прилагаемые к нему документы оформляются в дело по проверке юридического лица, индивидуального предпринимателя. Дело о проведении проверки соблюдения обязательных требований подлежит хранению в порядке, установленном Службой.

Информация о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений размещается в едином реестре проверок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4.     Проведение регионального государственного контроля (надзора)

В рамках регионального государственного контроля (надзора) за 11 месяцев 2019 года специалистами Службы проведено 12 мероприятий по контролю, в том числе: 8 плановых и 4 внеплановые проверки регионального льготного лекарственного обеспечения (3 проверки по исполнению предписаний и 1 по обращению гражданина).

В 2018 году проведено 19 мероприятий по контролю, в том числе: 9 плановых и 10 внеплановых проверок регионального льготного лекарственного обеспечения (6 проверок по исполнению предписаний и 4 по обращениям граждан).

Общее количество проведенных проверок варьирует за счет внеплановых мероприятий по контролю, количество которых изменяется пропорционально количеству поступивших обращений граждан (в случае содержания в них сведений, являющихся основаниями для проведения проверки) и выданных предписаний (по которым истекли сроки их исполнения). Во всех случаях Здравнадзор Югры осуществляет контроль за устранением выявленных нарушений.

По выявленным нарушениям регионального льготного лекарственного обеспечения за 11 месяцев 2019 года выдано 4 предписания об устранении нарушений и недопущении их впоследствии, проведено 3 проверки по исполнению выданных предписаний. Меры, предусмотренные предписаниями, выполнены медицинскими организациями в полном объеме.

В 2018 году по выявленным нарушениям регионального льготного лекарственного обеспечения выдано 7 предписаний, по всем выданным предписаниям проведены проверки. Фактов неисполнения предписания не выявлено.

Таким образом, доля проверок при которых выявлены нарушения и выданы предписания за 11 месяцев 2019 года составила – 33,3%,(от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок) в 2018 году – 36,8%.

Для анализа и оценки за 11 месяцев 2019 года эффективности проведения государственного контроля (надзора) предоставляются следующие показатели:

Номер (индекс) показателя

Наименование индикативного показателя

Формула расчета показателя

Комментарии

Целевые (индикативные) значения показателей

Источник данных для определения значения показателя

В

Индикативные показатели, характеризующие различные аспекты контрольно-надзорной деятельности

В.1

Индикативные показатели, характеризующие качество проводимых мероприятий в части их направленности на устранение максимального объема потенциального вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

В.1.1.

Доля проверок,

результаты которых были признаны

недействительными, в том числе по решению суда, по предписанию органов

прокуратуры

Отношение количества проверок,

результаты которых были признаны

недействительными, в том числе по решению суда, по предписанию органов

прокуратуры, к общему числу проведенных проверок

*100

0%

0

Форма федерального статистического наблюдения № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

В.1.2

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, у которых были устранены нарушения, выявленные в результате проведения контрольно-надзорных мероприятий

Отношение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, у которых были устранены нарушения, выявленные в результате проведения контрольно-надзорных мероприятий, к общему количеству юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, у которых были выявлены нарушения в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий * 100

100%

100

Предписание об устранении нарушений

В.2

Индикативные показатели, характеризующие параметры проведенных мероприятий

В.2.1

Проверки

В.2.1.1

Выполнение плана проведения проверок

Отношение количества проведенных плановых проверок к количеству предусмотренных ежегодным планом проведения проверок на отчетный период * 100

100%

100

Форма федерального статистического наблюдения № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

В.2.1.2

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых были проведены плановые проверки

Отношение количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых были проведены плановые проверки, к общему количеству юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в отношении которых осуществляется региональный государственный контроль * 100

10,8%

10,8%

(74 подконтрольных субъекта; проведено 8 плановых проверок)

Форма федерального статистического наблюдения № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Реестр подконтрольных субъектов (объектов) в отношении которых осуществляется региональный государственный контроль

В.2.1.3

Доля проверок, результаты которых были признаны недействительными в связи с грубыми нарушениями требований законодательства

Отношение количества проверок, результаты которых были признаны недействительными, к общему количеству проверок * 100

0%

0

Форма федерального статистического наблюдения № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

В.3

Индикативные показатели, характеризующие объем задействованных трудовых ресурсов

В.3.1.

Количество штатных единиц, в должностные обязанности которых входит выполнение контрольно-надзорных функций

Общее количество

2 шт. ед.

2

Форма федерального статистического наблюдения № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», штатное расписание

Результаты оценки фактических (достигнутых) значений показателей результативности и эффективности контрольной (надзорной) деятельности (группа "В"):

"В.1" - индикативные показатели, характеризующие качество проводимых мероприятий в части их направленности на устранение максимального объема потенциального вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям – 5 баллов;

"В.2" - индикативные показатели, характеризующие параметры проведенных мероприятий, направленных на осуществление контрольно-надзорной деятельности – 5 баллов;

"В.3" - индикативные показатели, характеризующие объем задействованных трудовых ресурсов – 5 баллов.

Проверки Здравнадзора Югры, проведенные в анализируемый период, с нарушениями законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, результаты которых признаны недействительными - отсутствуют, также не было указанных нарушений в 2018 году.

Информация о случаях причинения вреда жизни и здоровью граждан юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществлялись мероприятия по контролю регионального льготного лекарственного обеспечения, в Здравнадзоре Югры отсутствует.

Раздел 2. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований

1.        Типичные нарушения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

По результатам проведенных мероприятий по контролю за 11 месяцев 2019 года продолжают выявляться типичные нарушения обязательных требований и норм, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, со стороны медицинских организаций, участвующих в льготном лекарственном обеспечении граждан за счет средств бюджета автономного округа.

Со стороны медицинских организаций основную долю выявленных нарушений составляют:

нарушения порядков назначения и выписывания лекарственных препаратов, оформления рецептурных бланков, их учета и хранения, утвержденных приказом Минздрава Российской Федерации от 20.12.2012     № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» (50% из общего количества выявленных нарушений) -               в ряде случаев льготные лекарственные препараты назначаются без указания разовой дозы, способа и кратности приема, ориентировочной длительности курса и времени употребления, назначение и выписывание льготного лекарственного препарата осуществляется по торговому наименованию без указания международного непатентованного наименования;

нарушения «Порядка заполнения учетной формы № 025/у «Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях», утвержденного приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению» (100% из общего количества выявленных нарушений) - титульные листы медицинских карт пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (ф. 025/у) оформлены не в полном объеме;

нарушения «Порядка оформления рецептурных бланков на лекарственные препараты», утвержденного приказом Минздрава России от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» (50% из общего количества выявленных нарушений) – в ряде случаев в рецептурных бланках формы № 148-1/у-04 (л) отсутствуют: штамп медицинской организации, печать медицинской организации «Для рецептов» и личная печать медицинского работника;

нарушение порядка обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания по рецептам врачей бесплатно или со скидкой за счет средств бюджета автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.02.2010 № 85-п (100% из общего количества выявленных нарушений) – при назначении лекарственных препаратов отдельным категориям граждан, не осуществляется выписка льготных рецептов.

В сравнении с предыдущим 2018 годом структура выявляемых нарушений при проверках медицинских организаций не изменилась.

Со стороны аптечных организаций нарушений обязательных требований нормативных правовых актов, регулирующих региональное льготное лекарственное обеспечение за счёт средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в 2019 году не выявлено.

2.        Меры, принимаемые Службой (организация профилактической работы по недопущению нарушений обязательных требований.

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, должностными лицами Службы, проводившими проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а также принимаются необходимые меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению.

Должностные лица Службы при осуществлении регионального государственного контроля направляют информацию о выявленных нарушениях в Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В случаях неисполнения предписаний, Здравнадзор Югры, в соответствии с ч. 6.1. ст. 28.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, уполномочен на составление протоколов об административных правонарушениях по основаниям указанным в ч. 1 ст. 19.5 для привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности.

Фактов неисполнения предписания за 11 месяцев 2019 года не выявлено.

С целью предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, Здравнадзором Югры разработан приказ от 28.06.2018 № 58-п «Об утверждении документов, регламентирующих профилактическую работу по предотвращению нарушений обязательных требований законодательства в сфере реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при обеспечении лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», которым утверждены:

- порядок профилактической работы по предупреждению нарушений обязательных требований;

- ведомственная программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при обеспечении лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 гг. (далее – Программа);

- публичная декларация целей и задач Службы по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В рамках указанной Программы осуществляются следующие мероприятия по профилактике нарушений, реализуемые Здравнадзором Югры:

- Размещение на официальном сайте Здравнадзора Югры (www.zdravnadzor.admhmao.ru) в разделе «Контрольно-надзорная деятельность» перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом исполнения указанной государственной функции, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.

- Осуществление информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований. В случае изменения обязательных требований – подготовка и распространение комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.

- Обеспечение регулярного (не реже одного раза в год) обобщения практики осуществления в соответствующей сфере деятельности регионального государственного контроля (надзора) за реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и размещение на официальном сайте Здравнадзора Югры (www.zdravnadzor.admhmao.ru) в разделе «Контрольно-надзорная деятельность» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.

Здравнадзором Югры утверждены и реализуются:

- порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора);

- административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора);

- перечни и структура показателей результативности и эффективности контрольной (надзорной) деятельности Здравнадзора Югры, порядок оценки результативности и эффективности контрольной (надзорной) деятельности и контроля за достижением утвержденных показателей;

- порядок организации системы учета подконтрольных субъектов (объектов), результатов проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора).

При осуществлении регионального государственного контроля не зафиксировано обоснованных жалоб на нарушение установленного порядка проведения проверок должностными лицами Службы. Результаты проверок и выданных предписаний об устранении выявленных нарушений, в том числе судебными инстанциями, недействительными не признавались и не отменялись.

Основными задачами Службы являются: повышение эффективности и результативности регионального государственного контроля в реализации единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан на территории автономного округа; оптимизация контрольно-надзорной деятельности; обеспечение дифференцированного подхода при организации проверок хозяйствующих субъектов, в том числе субъектов малого предпринимательства.

Обеспечение: контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий; отсутствия обоснованных жалоб на нарушение установленного порядка проведения проверок должностными лицами Службы; отсутствия отмены результатов проверок и признания их недействительными.

3.        Информация о внесенных изменениях в действующие нормативные акты регулирующие вопросы совершенствования контрольно-надзорной деятельности.

В целях реализации приоритетной программы по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольно-надзорной деятельности» утвержден паспорт портфеля проектов «Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

В рамках указанного портфеля, с целью организации учета подконтрольных субъектов (объектов) и результатов проверок при осуществлении регионального государственного надзора и контроля, Службой разработан и утвержден Порядок организации учета подконтрольных субъектов и результатов проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Учет подконтрольных субъектов (объектов) и результатов проверок в Службе осуществляется в целях формирования полной, достоверной и актуальной информации, необходимой для планирования проверок, определения вида и периодичности их проведения.

В соответствии с частью 11.3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов), Здравнадзором Югры утверждена и используется форма проверочного листа (список контрольных вопросов) при проведении плановых проверок осуществления регионального государственного контроля (надзора).

Учитывая, что осуществляемый Здравнадзором Югры региональный государственный контроль (надзор) не включен в Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016             № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», при составлении плана проведения плановых проверок на 2019 год и 2020 год риск-ориентированный подход не применялся, разработка и утверждение требований к учету подконтрольных субъектов (объектов), их распределение по категориям риска (классу опасности) не осуществлялось.

С целью информатизации и повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности Здравнадзором Югры проведена работа по внесению сведений в автоматизированную информационную систему осуществления государственного контроля (надзора) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – АИС КНД), внесены данные об организациях – субъектах проверок (Реестр подконтрольных субъектов), а также сведения об оценке результативности и эффективности деятельности регионального государственного контроля (надзора).

В АИС КНД регулярно вносится информация о всех проведенных мероприятиях по контролю (плановых и внеплановых проверках) в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) за реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при обеспечении лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

4. Информация о новых нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные требования для аптечных и медицинских организаций, участвующих в системе льготного лекарственного обеспечения.

7 апреля 2019 года Минздрав России утвердил новый порядок назначения лекарств, порядок оформления, учета и хранения рецептурных бланков, их формы.

Новый приказ Минздрава России от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» принят взамен приказа Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», по которому ранее работали медорганизации.

Обозначим ключевые изменения.

Электронный рецепт медработник выдаст только с согласия пациента или его законного представителя. Сделать это могут работники медорганизации, которая состоит в федеральном реестре медорганизаций ЕГИСЗ и подключена к региональной информационной системе в сфере здравоохранения.

Медработник, сведения о котором есть в федеральном регистре, сформирует рецепт и заверит его квалифицированной электронной подписью. Это может быть лечащий врач, а также фельдшер либо акушерка, если на них возложены соответствующие полномочия. Когда назначается наркотическое средство или психотропное вещество, на рецептурном бланке необходимо проставить еще и квалифицированную электронную подпись медорганизации.

Напомним, электронные рецепты наряду с бумажными можно использовать в тех регионах, власти которых приняли решение об этом.

Еще одно важное новшество - получить бумажный рецепт можно по доверенности от пациента. Оформить ее необходимо в соответствии с требованиями гражданского законодательства. Ранее рецепт выдавался только пациенту или его законному представителю.

5.     Рекомендации в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами в целях недопущения таких нарушений.

С целью соблюдения медицинскими организациями обязательных требований и норм, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, регулирующих вопросы их деятельности по реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при обеспечении лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания, руководителям медицинских организаций, являющихся участниками реализации программы регионального лекарственного обеспечения, рекомендовано:

1.     усилить внутренний контроль за соблюдением в организации обязательных требований и норм, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при обеспечении лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания:

1.1.     своевременно актуализировать локальные акты, регулирующие вопросы деятельности юридического лица, его должностных лиц, сотрудников по реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при обеспечении лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания;

1.2.     актуализировать локальные акты по организации и осуществлению внутреннего контроля за выполнением организацией требований нормативных правовых актов Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, регламентирующих обязательные требования и нормы в медицинских организациях.

2.     регулярно в медицинских организациях осуществлять мониторинг нормативных правовых актов Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, регламентирующих обязательные требования и нормы, с целью своевременной организации работы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и автономного округа;

3.     доводить до сотрудников актуальную информацию о действующем законодательстве, изменениях в обязательных требованиях: проводить (при необходимости) внутренние обучающие семинары; разрабатывать (при необходимости) алгоритмы внутреннего взаимодействия сотрудников, а также взаимодействия между субъектами регионального лекарственного обеспечения.

Исполнитель: Власова Юлия Васильевна, консультант отдела контроля лицензионных требований

и регионального лекарственного обеспечения, т/ф (3467) 38-84-51, эл.адрес: VlasovaYV@admhmao.ru     

Опубликовано: 05.12.2019 16:53        Обновлено: 13.12.2020 21:53