Размер:
Цвет:

Доклад о результатах правоприменительной практики Службы по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при осуществлении государственного контроля (надзора) возможности выполнения соискателями лицензии и лицензиатами, представившими заявления о предоставлении или переоформлении лицензий, лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности по итогам 2020 года

Доклад о результатах правоприменительной практики Службы по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при осуществлении государственного контроля (надзора) возможности выполнения соискателями лицензии и лицензиатами, представившими заявления о предоставлении или переоформлении лицензий, лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности по итогам 2020 года

 

Служба по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Служба, Здравнадзор Югры) является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции государственного контроля (надзора) возможности выполнения соискателями лицензии и лицензиатами, представившими заявления о предоставлении или переоформлении лицензий, лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.

В соответствии с установленными полномочиями (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 августа 2012 года № 283-п «О Службе по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры») Здравнадзор Югры осуществляет государственный контроль (надзор) возможности выполнения соискателями лицензии и лицензиатами, представившими заявления о переоформлении лицензий, лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти), за полнотой и достоверностью сведений, содержащихся в представленных соискателями лицензий и лицензиатами, представившими заявления о переоформлении лицензий, документах, посредством проведения внеплановых проверок медицинских организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

Основными задачами Службы являются: повышение эффективности и результативности государственного контроля (надзора) в реализации единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан на территории автономного округа; оптимизация контрольно-надзорной деятельности; обеспечение дифференцированного подхода при организации проверок хозяйствующих субъектов, в том числе субъектов малого предпринимательства.

Обеспечение: соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора); отсутствия обоснованных жалоб на нарушение установленного порядка проведения проверок должностными лицами Службы; отсутствия отмены результатов проверок и признания их недействительными.

 

Проведение государственного контроля (надзора).

 

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», № 440 «О продлении действия разрешений и особенностях в отношении разрешительной деятельности               в 2020 году», с апреля 2020 года выездные проверки соискателей лицензии и лицензиатов проводятся в режимах онлайн-связи или видеофиксации.

Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность на территории автономного округа 1136 (в 2019 г. – 1234), из них – 1105 подлежат контролю за соблюдением законодательства со стороны Здравнадзора Югры (в 2019 г. – 1173). За 11 месяцев 2020 года проведено 220 контрольных мероприятий (в 2019 г. – 289) в отношении 192 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в 2019 г. – 211).

За 2020 год Здравнадзором Югры проведено 185 (98 выездных) проверок возможности выполнения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, из них 63 (48 выездных) проверки по заявлениям о предоставлении лицензии, 122 (50 выездных) проверки по заявлениям о переоформлении лицензии.

За период 11 месяцев 2020 года отказано в предоставление лицензии  по 1 заявлению – 1,5 % (в 2019 г. – 2,6 %) от числа рассмотренных заявлений соискателей лицензии; в переоформлении по 6 заявлениям – 3,8 % (в 2019 г. – 0,96 %) от числа рассмотренных заявлений лицензиатов. Несоблюдение в части выполнения отдельных работ (услуг), осуществления деятельности по отдельным адресам мест осуществления деятельности выявлено при проведении 18 проверок по заявлениям соискателей лицензии (лицензиатов) – 8,3 % (в 2019 г. – 12,1 %) от числа контрольных мероприятий, по результатам которых принято положительное решение о предоставлении (переоформлении) лицензии.

Статистические данные за 2020 год приведены по состоянию на 30.11.2020, за 2019 год приведены на конец года.

Типичные нарушения обязательных требований, допускаемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями

 

По результатам проведенных Здравнадзором Югры мероприятий по контролю в 2020 году со стороны медицинских организаций основную долю выявленных нарушений составляют:

1) несоблюдение пп. «а» п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291 (далее – Положение о лицензировании медицинской деятельности) – отсутствие помещений для осуществления медицинской деятельности, отсутствие сведений (документов), подтверждающих право пользования помещением, представленным для осуществления медицинской деятельности, несоответствие представленных помещений требованиям Порядков оказания медицинской помощи по соответствующему профилю;

2)      несоблюдение пп. «г» п. 7 Положения о лицензировании медицинской деятельности – отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам помещений, представленных для осуществления медицинской деятельности; несоответствие представленных помещений, утвержденным санитарным правилам и нормам для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность;

3)      несоблюдение пп. «б» п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности – отсутствие или несоответствие оборудования, представленного для выполнения работ, оказания услуг, составляющих медицинскую деятельность требованиям соответствующих стандартов оснащения, утвержденных профильными приказами;

4)      несоблюдение пп. «д» п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности – отсутствие специалистов с соответствующей профессиональной подготовкой, отсутствие трудовых договоров с представленными специалистами, отсутствие необходимой профессиональной подготовки у специалистов, представленных для выполнения работ, оказания услуг, составляющих медицинскую деятельность;

         5) несоблюдение пп. «ж» п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности – несоответствие структуры штатного расписания государственных учреждений требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций;

         6) несоблюдение пп. «и» п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности – отсутствие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

         7) несоблюдение пп. «в», «г» п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности – отсутствие у руководителя или заместителя руководителя (в организации негосударственной формы собственности), ответственного за осуществление медицинской деятельности соответствующей профессиональной подготовки и необходимого стажа работы по специальности, либо отсутствие указанного специалиста.

 

Меры, принимаемые Здравнадзором Югры (организация профилактической работы по недопущению нарушений обязательных требований)

 

В целях устранения выявленных нарушений обязательных требований и недопущения возникновения юридических последствий, сотрудниками отдела лицензирования медицинской деятельности, уполномоченными на проведение проверок выдаются акты проверок проверяемым медицинским организациям (индивидуальным предпринимателям) с оформлением мотивированного отказа в предоставлении (переоформлении) лицензии на осуществление медицинской деятельности, либо отказа в части отдельных работ (услуг), отдельных адресов мест осуществления деятельности.

При осуществлении государственного контроля (надзора), выявленная информация о нарушениях, допускаемых медицинскими организациями, в течение 2020 года направлялась в Территориальный орган Росздравнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу для принятия соответствующих мер реагирования.

В целях проведения более тщательных, качественных проверок Здравнадзором Югры привлекались эксперты к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями медицинской деятельности обязательным требованиям.

В соответствии со Стандартом комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденным протоколом заседания Проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 27 марта 2018 года № 2, в целях предупреждения возникновения нарушений обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Здравнадзором Югры утверждена Ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении государственного контроля (надзора) возможности выполнения соискателями лицензии и лицензиатами, представившими заявления о переоформлении лицензий, лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти), за полнотой и достоверностью сведений, содержащихся в представленных соискателями лицензий и лицензиатами, представившими заявления о переоформлении лицензий, документах на 2021 год и плановый период 2022-2023 г.г.

- проведен мониторинг Перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом исполнения государственной функции при осуществлении государственного контроля (надзора). Указанный перечень, а также тексты соответствующих нормативных правовых актов размещены на официальном сайте Здравнадзора Югры (www.zdravnadzor.admhmao.ru) в разделе «Профилактика нарушений обязательных требований»;

- осуществлено информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований.                   Размещена на официальном сайте Здравнадзора Югры информация о внесенных изменениях в действующие нормативные акты, устанавливающие обязательные требования, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;

- проведены 16 июля и 11 декабря 2020 года публичные обсуждения правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля возможности выполнения соискателями лицензии и лицензиатами, представившими заявления о предоставлении или переоформлении лицензий, лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности. По итогам проведения публичных обсуждений подготовлен обзор правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля возможности выполнения соискателями лицензии и лицензиатами, представившими заявления о предоставлении и переоформлении лицензий, лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности в виде текстовых файлов и презентации, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рекомендаций по принятию мер в целях недопущения таких нарушений;

- размещено на официальном сайте Здравнадзора Югры в разделе «Профилактика нарушений обязательных требований» руководство по соблюдению обязательных требований соискателями лицензии (лицензиатами) при намерении осуществлять медицинскую деятельность (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти).

В связи с введением режима повышенной готовности, а также принимаемыми мерами карантинного характера, запланированные ежеквартальные мероприятия «Дни открытых дверей» для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам профилактики нарушений обязательных требований были отменены.

Проводилось индивидуальное консультирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам профилактики нарушений обязательных требований.

Осуществляется учет подконтрольных субъектов. Регулярно проводится мониторинг и актуализация обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, которые доводятся до сведения подконтрольных субъектов. Проводится на постоянной основе разъяснительная работа с подконтрольными субъектами относительно процедур контроля, а также по вопросам профилактики нарушений обязательных требований (предупреждения возникновения или устранения выявленных нарушений).

 

Информация о новых нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные требования для медицинских организаций

С 1 января 2021 года вступают в силу:

Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 785н);

порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «трансфузиология» (приказ Минздрава России от 28.10.2020 № 1170н);

порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях (приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 786н);

Порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» (приказ Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н);

Порядок оказания медицинской помощи по профилю «хирургия (комбустиология)» (приказ Минздрава России от 09.06.2020 № 559н);

порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий (приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 803н);

порядок организации медицинской реабилитации взрослых (приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 788н).

 

Рекомендации в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях недопущения нарушений обязательных требований

 

Обеспечить внутренний контроль за соблюдением в организации обязательных требований и норм, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере охраны здоровья, лицензирования;

- отслеживать изменения в законодательстве посредством мониторинга официальных сайтов профильных органов, в том числе Здравнадзора Югры;

- актуализировать локальные нормативные акты, регулирующие вопросы деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, доводить до сведения сотрудников актуальную информацию о действующем законодательстве, изменениях в обязательных требованиях;

- контролировать соблюдение локальных нормативных актов, не издавать акты, противоречащие действующему законодательству, а также акты, возможность соблюдения которых в организации не представляется возможной.

Опубликовано: 25.12.2020 16:19        Обновлено: 25.12.2020 16:24